Назад
Круглый стол Лаборатории юридического дизайна Высшей школы экономики
Источник: «Российская газета»
21.10.2024
Лаборатория юрдизайна Высшей школы экономики зародилась несколько лет назад, когда Legal Design вызывал интерес и споры лишь узконаправленных специалистов в сфере права. Сегодня Лаборатория обновилась. Ее главная цель — включить в процесс формирования и популяризации новых подходов юридического дизайна широкую экспертную среду на междисциплинарной базе.

Основа юридического дизайна — это эмпатия, уверена генеральный директор LegalPics, новая заведующая Лабораторией Мария Дорошенко. Именно эмпатичный подход помогает создавать юридические документы, ориентированные на потребности и восприятие пользователя, а понимание эмоций и опыта позволяет разрабатывать более доступные и понятные правовые материалы в частности, и в целом — более человечный образ юридической системы.

«Легал-дизайнер — это „чувствительный“ юрист, который может сочувствовать, сопереживать, говорить с пользователем на его языке», — подчеркнула она.
Тема круглого слова во многом созвучна проходившему в те же дни Ежегодному международному форуму «Клиентоцентричность в государственном управлении» в Президентской академии РАНХиГС. Мария Дорошенко отметила, что термином «понятность» часто оперировали участники мероприятия — это один из ключевых элементов клиентоцентричного подхода.

В рамках круглого стола обсудили, что «понятность» измерима, с чем согласились большинство участников. Они отметили особую атмосферу мероприятия, открытую, доверительную и дружелюбную, но вместе с тем с острой постановкой проблематики. Вызов от лингвистов к юристам был брошен однозначный, и мнения разделились, однако к финалу все пришли к единодушию в оценке измеримости понятности и ее целей в юридической коммуникации.

Подводя итоги круглого стола, Мария Дорошенко отметила важность междисциплинарного подхода к развитию Legal Design и клиентоцентричности. «Мы все разные, но нам нужно быть действительно понятными друг другу, потому что, в конечном итоге, это наша эволюционная цель выживания», — подчеркнула она.
В качестве метрик могут выступать длина предложений, частота пассивного залога, количество простых и сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных) предложений, порядок слов и количество слов между подлежащим и сказуемым. Также немаловажную роль играет лексическое разнообразие, ее сложность и «знакомость». Некоторые исследователи применяют формулу Флеша-Кинкейда, адаптированную для русского языка И. В. Оборневой. Этот индекс показывает, сколько примерно лет обучения необходимо для того, чтобы читатель смог понять текст.

Главный вывод — «понятность» не субъективна. Ее можно измерить, выделить релевантные переменные. Благодаря этому мы сможем влиять на конкретные показатели, чтобы повысить эффективность юридического взаимодействия.

Участники мероприятия: лингвист, профессор НИУ ВШЭ и РГГУ Максим Кронгауз, практикующий юрист и автор Telegram-канала «Пишем в суд» Максим Козлов, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка филологического факультета Российского государственного университета им. А. И. Герцена Валерий Ефремов, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института русского языка Лариса Селезнева, руководитель цифрового сервиса депонирования n’RIS Наталья Беленькая и другие.

Расширенная версия доступна на сайте НИУ ВШЭ.

Автор фото: Александра Карпенко